zagrebchanka (zagrebchanka) wrote,
zagrebchanka
zagrebchanka

Category:

Великий русский хорват-Юрай Крижанич

Есть в хорватской истории удивительный человек-Юрай Крижанич. Он прожил насыщенную, полную драматических событий жизнь, но в Хорватии его знают очень немногие. К сожалению, даже его имя не упоминается в учебнике истории для 6 класса. Между тем, он оставил заметный след в истории своей страны и, что так заинтересовало в своё время и меня, в истории России. Ведь Крижанич одно время был принят при дворе царя Алексей Михайловича, воспитывал его сына и наследника, а потом более 15 лет жил в ссылке в Тобольске. Ему посвящена целая глава в книге историка Костомарова "История России в жизнеописании её главнейших деятелей".
Как же Крижанич, хорват, католик, мог написать вот такие слова: " «Всем единоплеменным народам глава — народ русский, и русское имя потому, что все словяне вышли из русской земли."?
Давайте обо всём по порядку
Юрай Крижанич родился в начале 17 века (1617 г) в дворянской обедневшей семье. Всю жизнь потом бедность преследовала его как зараза, но ему удалось получить приличное образование сначала в семинарии Загреба, потом Вены, потом в Италии. Он получил отличное юридическое и церковное образование, знал, помимо хорватского и латыни, немецкий, венгерский, турецкий и итальянский языки. В 1640 году он продолжил образование в греческом коллегиуме св. Афанасия в Риме. Там он учил греческий язык и стал горячим сторонником унии- идеи объединения католичества и православия (ну, под эгидой Рима, разумеется). Давайте на минуту вспомним, что творится в Европе в это время. Уже сто пятьдесят лет висят на стене в Виттенберге 95 тезисов Лютера. Давно закончил свою работу Тридентский Собор, так и не сумевший дать отпор бушующей в Европе реформации. В родной Крижаничу Хорватии Османская империя насильно исламизирует население, угнетает христианскую веру. И вот идея унии, объединения западной и восточной ветви христианства перед лицом и ислама и протестантов. Но Крижанич сделал и следующий шаг: оставаясь славянином ,прежде всего, он осознал, что разделение на католиков и православных разделяет и ослабляет славян. Разъединённых славян угнетают и эксплуатируют и немцы, и турки.
Вообще, немцев Крижанич не любил еще больше, чем турок.
Смотрите, что он писал он них: "«Ненасытима алчность немецкая; всего им мало, хотелось бы им весь народ и всю державу нашу пожрать одним глотком. Не удалось им учинить в России того, что у них было в мысли, т.е. захватить господство над народом, так как они уже захватили царственное величие в уграх, чехах, ляхах, Литве и в других странах, гневаются, скрежещут, рвутся от злости, как бы русское государство подчинить своей власти. Несколько раз они уже подходили близко к исполнению своего намерения, да только Бог уничтожал их высокомерные думы и освободил от прелютого ярма немецкого. А всетаки немцы не отступаются от своей думы… Болгары, сербы, хорваты давно уже потеряли не только свое государство, но всю свою силу, язык, разум. Не разумеют они, что такое честь и достоинство, не могут сами себе помочь, нужна им внешняя сила, чтоб стать на ноги и занять место в числе народов."
Итак, славянам необходимо объединиться, чтобы дать отпор. И ясно, что центром объединения должна стать Русь с просвещённым монархом во главе. Именно с этой идеей Крижанич и отправляется в Москву к царю Алексею.
Вот что пишет Костомаров: " Крижанич пришел к убеждению, что весь славянский мир должен сделаться единым обществом, единым народом. При таком взгляде он естественно сосредоточил внимание на России, как на самой обширной стране, населенной славянским племенем."
В Вене в 1658 году Крижанич встречается с русским посольством, набиравшим иноземцев на царскую службу. И прямиком из Вены отправляется в Москву. Он проезжает Малороссию, видит русский быт, ужасается зловонию и неопрятности русских. А по приезде в Москву работает переводчиком, встречается с царём и даженекоторое время служит воспитателем наследника Алексея, на которого возлагает большие надежды.
Но идея унии с католиками (как поручение из Рима) и объединения всех славян не встречает одушевления при дворе Алексея Михайловича. Ведь и тут всё непросто- Русь потрясает церковный раскол, и новые ереси царю совсем ни к чему.
И бедного Крижанича отправляют в ссылку (смешное хорватское слово-прогонство) с глаз долой в Тобольск, выделив лишь очень скромное жалование. В Тобольске Крижанич прожил долгих 15 лет, не сдался, не пал духом и написал самые удивительные свои книги.


продолжение следует
Tags: история, история Хорватии
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments