?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Интересные факты открываются мне в процессе углубления в хорватскую историю. Как оказалось, русская историография вообще не пишет об истории Хорватии с момента персональной унии с Арпадовичами, и считает Хорватию частью Венгрии.
Ну да ладно. Итак, трагическая персональная уния 1102 года объединила под властью Коломана Арпадовича две соседние страны: Венгрию и Хорватию. И ведь никто из современников, даже сам Коломан и не подозревал в тот момент, что банальные родственные связи, благодаря которым объединились две территории, обрекут хорватов на гнет на ни много ни мало 900 лет. Ведь в 12-13 веке конфликты между феодалами, соседями значили намного больше, чем конфликты между нациями. Крупные феодалы, Великаны, как их называли в Хорватии, боролись и побеждали в борьбе за свои права в противовес центральной власти. А уж какой национальности была центральная власть им было сугубо наплевать.
Хорватия и сама не была единой: была Хорватия, Славония, Далмация, и в каждом регионе свои великаны.
Династия Арпадовичей разваливалась на глазах, не в силах противостоять силе мощных феодалов.
Особенно сильны были князья Крчкие (остров Крк и Винодол), Брибирские (Шубичи), Цетинские князья Нелипичи, Качичи из Омиша, Курьяковичи из Крбово.
Князь Павел (Павао) Шубич настолько окреп на рубеже 13-14 веков, что называл себя баном Хорватов и Боснии, управляя огромными территориями абсолютно самостоятельно.
Борьбу за хорватско-венгерский трон ( в российской литературе-исключительно венгерский)Павао Шубич желал использовать для себя. Поэтому именно он приводит на престол Карла Первого Роберта из рода Анжу, его неаполитанской ветви.
Таким образом в 1301 году меняется династия хорватско-венгерского государства. После Арпадовичей стали Анжуйцы.
Chronicon_Pictum_I_Karoly_Robert

Надо сказать, что Карло был вполне приличным королем. Он укрепил центральную власть, урезонил самых наглых феодалов, а еще умудрился договориться с поляками о наследовании польской короны.
Павао же Шубич вплоть до своей смерти в 1312 году был безальтернативным господином территорий Хорватии, Боснии и Далмации. Повсюду его ждали роскошные дворцы, свита его превышала свиту короля, а его доктора, писцы, маршалы превосходили своим умением всех в королевстве:)
Но, как это обычно бывает, сын не смог унаследовать силу и способности отца. Он не смог удержать власть, против него повернулись не только Анжуйцы, но и сами Шубичи. В конце концов его пленили и убили, никто не знает где.
А вот сыну Карла Анжуйского Людовику удалось не только удержать, но и укрепить и расширить власть своего отца.
200px-Ludwik_Wegierski

В Венгрии его знают как Лайоша. 1342-1382 гг. Он отобрал у Шубичей все их владения, подарив им в утешение лишь крепость Зринь в Славонии. И стали самые знаменитые феодалы называться Шубич-Зрински, но уже без прежней власти.
В Войне с Венецией Людовик получил всю Далмацию, и мир в Задре 1358 года закрепил за ним все побережье от Албании до Кварнера. Людовику удалось покорить и Боснию, и часть Сербии и часть Болгарии, к тому же он получил и польскую корону. И вот Людовик Анжу -хозяин территории, которая никогда больше не будет такой огромной: от Балтики до Адриатики , от Кварнера до Болгарии.
Жаль, что после смерти Людовика вся эта держава распалась: феодалы не приняли власть дочери Людовика-Марии, после междуусобиц на престол взошел её муж-Зигмунд Люксембургский. И династии Анжу на этих землях пришел конец.
Почему же в русских книгах Хорватия не имеет своей истории после унии 1102 года? Хорваты, например, очень трепетно подчеркивают, что король всегда-хорватско-венгерский, что бан в Хорватии обладал всей властью: административной, военной, судебной, а хорватская знать участвовала в управлении наряду с венгерской.
Ну, не суть...главное, я постепенно разбираюсь в ху из ху местной истории.
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
rakushka_shell
Jan. 22nd, 2013 09:03 am (UTC)
Ой, сорри, дорогая, но вот с историей у меня так же как с математикой... Не сложились отношения.... Прости, но не дочитаю..
zagrebchanka
Jan. 22nd, 2013 09:50 am (UTC)
Ну что ты! Конечно, это тоска смертная! Я ж согласная:)))
rakushka_shell
Jan. 22nd, 2013 09:54 am (UTC)
фантастика лучше)) типа - "зрить в будущее, а не копаться в дерьме прошллого", как говаривала одна моя сокурсница)) слова запали в душу навсегда)
livejournal
Jan. 22nd, 2013 11:20 am (UTC)
Your post has been published on LJTimes
LJTimes editors found your post interesting. You can find a re-post here: http://www.livejournal.com/ljtimes
rassvet45
Jan. 22nd, 2013 11:51 am (UTC)
Cпасибо! Меня интересует неаполитанская история, в том числе и периода анжуйской династии, но в хорватскую и венгерскую сторону я не следил, а оказалось, тут много всего... На миниатюре изображен именно Карло Роберто?
А ведь одна из боковых ветвей династии еще и в Россию переехала...
zagrebchanka
Jan. 22nd, 2013 01:45 pm (UTC)
с удовольствием почитаю про неаполитанскую историю. У Вас в журнале?
На миниатюре, вроде, именно Карло, причем с символами Хорватии. Так пишут хорватские учебники.
rassvet45
Jan. 22nd, 2013 03:31 pm (UTC)
У меня в ЖЖ есть только переводы неаполитанской литературы. Ни материалов по истории, ни фото я еще не выкладывал ни разу.

Золотые лилии на голубом - это герб династии Анжу. А что справа - наверное, той отдельной ветви, к которой принадлежал (или которую основал) Карло Роберто.
dfs_76
Jan. 22nd, 2013 12:28 pm (UTC)
Как оказалось, русская историография вообще не пишет об истории Хорватии с момента персональной унии с Арпадовичами, и считает Хорватию частью Венгрии
===========
Зато наверное историки молодой суверенной Хорватии по этому вопросу развоачиваются ("Что?! Хорватия стала частью Венгрии? Неправда - это Венгрия стала частью Хорватии!"). :)
Во всяком случае историки из других "молодых демократий" эту игру в то, что к чему тогда в средние века было пришито - пуговицы к пальто или пальто к пуговицам - весьма любят. Белорусские историки доказывают вон, что не литовцы в 14 веке освоили Белоруссию, а наоборот природные белорусы Гедиминовичи - Литву. :)
zagrebchanka
Jan. 22nd, 2013 01:48 pm (UTC)
Да, конечно, молодые страны болезненно относятся к теме зависимости/независимости. Но и у русских крен в великодержавность. так что нужно деликатно выяснять и сравнивать.
Хорватия имела автономию, свого правителя бана. И она не была завоевана, а объединилась с Венгрией в результате унии. Это хорватам важно. Но сути, вероятно, не меняет
il_ducess
Jan. 22nd, 2013 01:07 pm (UTC)
Маш, а что про это пишут в Сорбонне?
Или в исторических трудах не современных историков?
То что сейчас все историю переписывают как хотят это понятно.
А что изначально писали?

Мы же не говорим что Владимир был киевско-московским князем:)))
zagrebchanka
Jan. 22nd, 2013 01:48 pm (UTC)
Ир, вопрос для меня открыт...не копала я еще так глубоко.
il_ducess
Jan. 22nd, 2013 05:48 pm (UTC)
А вот это ж интересно.
А то теперь все же переписывают, а как в позапрошлом веке считали, это ближе к истине:)

Но это не умоляет твоей очень интересной истории.
Получается Анжу это же французы, а Люксембургский тоже наверно француз.
zagrebchanka
Jan. 22nd, 2013 06:20 pm (UTC)
Интересно, конечно. Ещё как!
Вот простой экскурс в Вики говорит, что англоязычные пишут о королевстве венгров и хорватов, а французы-лишь о венгрии:))

Edited at 2013-01-22 06:21 pm (UTC)
il_ducess
Jan. 22nd, 2013 06:21 pm (UTC)
Мы всегда французов ценили:)))
vladlavr
Jan. 22nd, 2013 01:56 pm (UTC)
По существу вопроса: исконная династия Трпмировичей пресеклась со смертью Степана II в 1091 году. затем последовало недолгое правление королевы Елены из венгерского дома Арпадов, она была женой короля Дмитара Звонимира из той же династии Трпмировичей. Она умерла в том же 1091 году. И после этого, ввиду полного отсутствия наследников у Трпмировичей, они все вымерли, в дела вмешивается король Венгрии Ласло I - родной брат умершей Елены. Он уже не хорват по происхождению. Он ставит на хорватский трон своего племянника Альмоша, который правит в Хорватии с 1091 по 1093. Его изгнал из Хорватии Петар Свачич, который стал королём в 1093 и правил до 1097. Он считается последним природным королём Хорватии, ибо был хорватом, а не венгром, немцем, французом или австрийцем. Его полностью разгромили венгерские войска короля Коломана в битве при горе Гвозд, в которой сам Петар погиб. А потом пошли короли из Арпадов венгерских, и т.д. и т.п., и так до 1918 года, когда Карл I Габсбург-Лотарингский отрёкся от престола.
zagrebchanka
Jan. 22nd, 2013 02:16 pm (UTC)
спасибо. я в курсе:)) И писала уже и тут в журнале об этом.
Поэтому это и есть персональная уния, а не завоевание. И именно поэтому Хорватия всегда была автономией с очень большой долей самоуправления.
vladlavr
Jan. 22nd, 2013 02:44 pm (UTC)
Хотя, конечно, её далеко до литовско-польской унии, ведь была ж битва при горе Гвозд, кровопролитие совершилось. Но я так понимаю, что потом не было каких-то карательных мер со стороны венгров по отношению к хорватам, иначе было бы восстание.
Кроме того, с 1102 года Хорватией управляли баны - вице-короли, и так продолжалось в той или иной форме до 1941 года.
kazak07
Jan. 22nd, 2013 03:22 pm (UTC)
Довольно занятно. Не везло славянам в средние века - германцы, венгры, византийцы, турки, ордынцы. Враги со всех сторон.
zagrebchanka
Jan. 22nd, 2013 06:19 pm (UTC)
да уж...кому тогда было легко?
well_p
Jan. 22nd, 2013 04:03 pm (UTC)
А нельзя о Великанах получить ссылка на какой нибуть документ ?
zagrebchanka
Jan. 22nd, 2013 06:19 pm (UTC)
У меня на русском документов нет.
Есть книги на хорватском: Шубичи-Зринские и Франкопаны есть и в русской Вики.
well_p
Jan. 22nd, 2013 06:20 pm (UTC)
Да любые ссылки . Просто уж больно показательно получается . Великаны и Карлики это просто два племени .
zagrebchanka
Jan. 22nd, 2013 06:22 pm (UTC)
Великаны-это крупные феодальные фамилии, те, землевладения и власть которых соперничала с королевской. было их в Хорватии штук 10 таких крутых:)
well_p
Jan. 22nd, 2013 06:29 pm (UTC)
Хорошо Любые ссылки пожалуйста . Я простым гуглением не нашел ничего .
(Deleted comment)
zagrebchanka
Jan. 22nd, 2013 06:18 pm (UTC)
Да, да, конечно. Я всё это понимаю...И огромную разницу и в подходе, и в трактовке фактов вижу.
В России беда великодержавности, когда вся история подчиняется только этому. Но у малых народов, сейчас обретающих явное самосознание, крен в другую сторону: выпячивание всего своего, а-ля независимого. Это понятно: закон маятника.
Нужно искать хорошую взвешенную середину. Беда только в том, что с ней не согласятся ни местечковые националисты, ни великодержавные патриоты:))
(Deleted comment)
zagrebchanka
Jan. 23rd, 2013 10:25 pm (UTC)
Ага!
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

neznakomka
zagrebchanka
zagrebchanka

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com