Home

Previous Entry | Next Entry

vsadnica
Интересная личность, мало известная людям, не занимавшимся историей декабристов. Мне он почему то симпатичен и его ужасно жалко.
На портрете в википедии видим мы милого, молодого человека, оставляющего впечатление тихони и неуверенного в себе.

Между тем, по воспоминаниям всех современников, это был человек замечательной храбрости. Он служил в лейб-гвардии Гренадерском полку, в войну 1812 года и в заграничных походах был несколько раз ранен, личным примером увлекал в атаку солдат. За боевые заслуги был награжден орденом св. Анны, 2 степени, орденом Владимира 4 степени, золотой саблей "За храбрость".
он родился 1793 году в семье генерала Булатова из древнего дворянского рода. Мать его умерла рано, отец женился вторично. По необъяснимой мне прихоти, второго сына, родившегося от новой жены, тоже назвали Александром. Таким образом, в одно и то же время существовало два Александра Михайловича Булатова, единокровные братья. Этот младший Александр оставил воспоминания о своем полубрате, которые я и читала вчера вечером. Он признает, что они не были особо близки, но при этом и явно гордится старшим братом. Так, он пишет, что когда булатов входил во главе своего полка в Париж весь израненный, с рукой на перевязи, францезы рукоплескали его храбрости.
Уже после войны полковник Булатов женился на Елизавете Мельниковой. Это был брак по любви, Булатов -младший рассказывает, что все письма брата того времени полны только чувствами его к своей обожаемой жене и двум маленьким дочкам. Но жена умерла очень молодой и здесь, насколько я понимаю, ключ к пониманию трагедии Булатова и всех его поступков. Он переживал эту смерть крайне тяжело, в поведении его были признаки помешательства, ведь он забросил и дочерей своих и думал лишь о строительстве часовни в память жены.
очевидно, чтобы отвлечься от личной трагедии, он решает посвятить себя революции. Уже потом, после ареста, брат сжег большую переписку Булатова с Рылеевы, Пестелем, Бестужевым...
он приехал в Петербург в начале декабря в самоволку, без отпуска. Жил у брата, встречался со многими заговорщиками. Активную роль сыграл он на заседании у Оболенского 12 декабря.
В самом восстании Булатову отводилась немаловажная роль помощника "диктатора" Трубецкого. Далее мне не очень понятно, поскольку свидетельства разнятся. Розен вспоминает, что ему предложили заменить Трубецкого, так как восстанию срочно был нужен руководитель, но он отказался.

"В критическую минуту пришлось его заменить; из двух назначенных ему помощников один, полковник Булатов, имел способность и храбрость, но избрал себе сам отдельный круг действия"- пишет Розен

Нечкина же, между тем, уверяет, что Булатова не было в среде восставших, ибо он находился в стороне и не мог получить это предложение.
Сам Розен пишет:
"На Адмиралтейском бульваре, в двадцати шагах от императора, стоял полковник Булатов, командир армейского Егерского полка в дивизии H. M. Сипягина, недавно прибывший в Петербург в отпуск. Он имел два пистолета заряженных за пазухой с твердым намерением лишить его жизни: но рука невидимая удерживала его руку. В Булатове всегда было храбрости и смелости довольно. Лейб-гренадерам хорошо известно, как он в Отечественную войну со своею ротою брал неприятельские батареи, как он восторженно штурмовал их, как он под градом неприятельской картечи, во многих шагах впереди
роты увлекал людей куда хотел. Этот смелый воин, когда государь при личном допросе изъявил ему удивление свое, что видел его в числе мятежников, ответил откровенно, что, напротив того, он видел пред собою государя. «Что это значит?» — «Вчера с лишком два часа стоял я в двадцати шагах от вашего величества с заряженными пистолетами и с твердым намерением убить вас; но каждый раз, когда хватался за пистолет, сердце мне отказывало».

Нечкина пишет, что Булатову отводилась важная роль захвата Петропавловской крепости: "Было решено также захватить Петропавловскую крепость. Это было поручено лейб-гренадерскому полку, которым должен был командовать декабрист Булатов — друг Рылеева по кадетскому корпусу.

Как раз в то же время гренадеры-гвардейцы несли караулы в крепости. Их полк должен был под командованием полковника Булатова захватить Петропавловскую крепость — главный военный оплот царизма в Петербурге, превратить ее в революционную цитадель декабристского восстания."

После разгорома восстания Булатов сам явился с повинной, встречался с Николаем и признался ему, что хотел его убить.
На допросах он повторял одну фразу: "Я виновен, и более ничего не скажу!". Он, действительно, не назвал ни одного имени, не выдал планов заговорщиков. Но поражение восстания и, может, расскаяние и, конечно же, волнение за судьбы дочерей были слишком тяжелыми испытаниями для храбрейшего офицера. Страшная депрессия довела его до голодовки и самоубийства в каземате крепости: он сам разбил себе голову о стену. До какого же отчаяния нужно дойти, чтобы самому себе проломить череп...И какая трагедия в 32 года. В тюрьме он был меньше месяца.

Поскольку Булатов умер до суда и не был осужден, его хоронили с почестями и всеми заслуженными орденами. Правда, в последний момент солдат для почетного караула не дали, но пришли сослуживцы, несшие на подушечках боевые награды. Полковник Булатов был похоронен в своей военной форме на охтинском кладбище Петербурга.

Булатов был старше многих заговорщиков, он уже перешагнул 30 летний рубеж, имел двоих детей. Вряд ли идеи заговора могли привлечь его романтической составляющей. Он сознательно пошел на это, но был тут, думаю, и элемент отчаяния после смерти жены. Судя по тем документам, что я прочитала, некоторые отклонения в психике были заметны после смерти жены. Но и сумасшедшим его провозглашать я не стала бы.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
[info]tarionchik wrote:
May. 15th, 2009 09:43 am (UTC)
Насколько я знаю, раньше детей часто называли по Святцам. Так в семьях появлялись по два-три ребенка с одинаковыми именами - если в день крещения приходилось имя святого, который ранее уже использовался в семье, а имена других святых, которые почитались в тот же день, не нравились, или их просто не было.

Спасибо за информацию, познавательно.
[info]zagrebchanka wrote:
May. 15th, 2009 10:47 am (UTC)
Да, правильно, я об этом не подумала. Но вообще-то неудобно. неужели там близко другого святого не было? :)
[info]tarionchik wrote:
May. 15th, 2009 10:58 am (UTC)
Может и был... Пафнутий какой-нибудь. Я себе с трудом представляю ребенка из благородной семьи с таким имечком ))))))))))
[info]zagrebchanka wrote:
May. 15th, 2009 11:24 am (UTC)
Уж лучше Пафнутий, чем два совсем одинаковых. Если б его пришли арестовывать, вот кого бы арестовали? Или обоих сразу, до кучи?
[info]catherine_catty wrote:
May. 23rd, 2009 05:22 pm (UTC)
200 лет назад бывало такое, то детей в дворянских семьях называли простонародными именами. Князя дашкова, мужа знаменитой княгини в свете называли Михаилом, тогда как крестильное имя его - Кондратий.
[info]zagrebchanka wrote:
May. 24th, 2009 06:31 pm (UTC)
Вот, согласитесь, правильней же как то различать детей. А то и имя и отчество и фамилия одна. А Кондратий ведь и Рылеев был, значит, и в дворянстве использовали. Вот Пафнутия я не встречала :)
[info]catherine_catty wrote:
May. 24th, 2009 06:55 pm (UTC)
[info]zagrebchanka wrote:
May. 24th, 2009 07:20 pm (UTC)
Да, все бывает.
[info]zajcev_ushastyj wrote:
May. 15th, 2009 10:29 am (UTC)
Все-таки влияние личной жизни на политическую иногда имеет весьма серьезное значение. Интересно, как бы сложилась его судьба, если бы жена осталась жива?
[info]zagrebchanka wrote:
May. 15th, 2009 10:47 am (UTC)
Да. Альтернативная история-невероятно захватывающая вещь.
А если б Александр не умер в таганроге: что стало бы со всеми этими незаурядными людьми? Стали бы толстыми помещиками или?
[info]nayturs wrote:
May. 15th, 2009 05:08 pm (UTC)
Интересно, что он вступил в общество только 9-го декабря - за 5 дней до восстания!
[info]zagrebchanka wrote:
May. 15th, 2009 06:37 pm (UTC)
По воспоминаниям брата еще отец хотел его отвратить от "плохой компании", и брат тогда уже подозревает увлечение тайными обществами. Это было летом 1824. Связи с заговорщиками косвенно подтверждают и переписка, и то, что он был выбран помощником диктатора. У меня нет свидетельств того, когда Булатов вступил, но, если Вы утверждаете, тогда это была, скорее, формальность. Так как реальные связи с обществом были достаточно давно
[info]nayturs wrote:
May. 15th, 2009 06:43 pm (UTC)
Это - из материалов следственной комиссии, так что, скорее всего, дата верная. Но в тайные общества не вступают прямо сразу, так что, конечно, связи установились раньше.
( 13 comments — Leave a comment )