?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хорватия изнутри

Это всё в продолжение темы о подведении неких итогов. Конец года и меня развезло:))
Итак, уже несколько лет в этом блоге я получаю кучу вопросов о том, как можно переехать в Хорватию. Из этого я делаю вывод, что Хорватия, по крайней мере для части населения, весьма привлекательная страна. У меня есть любимая подруга, объездившая полмира, но вот именно к Хорватии относящаяся особенно тепло и трепетно.
При этом есть масса людей, которые брезгливо морщат носик: фи, Хорватия...Восточная, неразвитая, балканская. Это тебе не Англия или Франция!Более того, многие хорваты искренне спрашивают меня, не пожалела ли я, что переехала из Швеции (!) в Хорватию.
Понятно, что у каждой страны, если знаешь её изнутри, есть положительные и отрицательные стороны. Кроме этого, то, что кажется отрицательным одному, покажется преимуществом другому, верно? Мы же все очень разные и с разными требованиями к жизни.
Как же я отношусь к Хорватии? Ведь я её знаю, без ложной скромности, очень хорошо. И очень люблю её ругать в обществе других хорватов.
Ага, Хорватия это не Франция, и ни разу не Швеция. Здесь намного менее стабильная и менее организованная жизнь, здесь идиотские, непродуманные законы, коррупция и блат на каждом шагу, здесь очень много примитивных, необразованных граждан, которых невозможно убедить в необходимости защиты окружающей среды или честности при оплате налогов/проезда/квартплаты. :) Раздражает это? Ужасно! Хотела бы я переехать в соседнюю устроенную и честную Германию? Да не дай бог!
В Хорватии всё ещё жив, как бы выразиться, живой дух. Здесь у людей нет (пока) зашоренности в поведении. В некоторых вопросах, типа, экологии, это плохо, но во всех остальных-это оставляет свободу творчества, и это прекрасно. Здесь всё ещё можно попросить доктора выписать тебе неоправданный больничный или попросить у начальства отгул. В школе с пониманием отнесутся к прогулу, если мы уезжаем на лыжах вне каникул и т.д. Не знаю, как вам, а мне с моей ненавистью к правилам, это очень помогает.
Здесь по-прежнему поют в ресторане и терпимо относятся к празднованию дня рождения соседа за стенкой.
Да, конечно, душевных застольных кухонных бесед моего детства тут нет, но их больше, чем в той же Швеции. А я и не уверена, что они остались в Москве...времена слишком меняются.
Работа тут еще не превратилась в рабский автоматизм, когда одинаково одетые клоны сидят в офисах молча стуча по клавишам не разговаривая, не общаясь, часто и по вечерам, и по субботам. Здесь остался дух протеста: можно выпить на работе, даже если это запрещено, можно отметить именины и ДР коллеги, потому как мы- живые люди.
Огромный плюс Хорватии-потрясающая природа. Лучшее море, красивые хоры, холмы-виноградники и равнинные поля на небольшом участке земли. Ведь все эти красоты доступны за несколько часов на машине. Да и центры Европы все рядом: Вена, Венеция, Будапешт, Белград, Альпы все совсем рядом.
При этом, культурно и по менталитету Хорватия всё-таки больше тяготеет к Европе: Австрии, Чехии, Италии, а не к Балканам. Хотя и балканский дух для любителей тут есть, но намного меньше, чем даже в таких городах как Белград или Будапешт. (этот пункт, конечно, вызовет бурный протест у многих, но это моё мнение)
В Хорватии еще сохранились от социализма многие социальные права, которые давно потеряла Европа. У нас есть длительный и оплачиваемый декрет, есть больничные по уходу за больным ребенком, есть детские пособия и пока еще бесплатные среднее, высшее образование и медицина. Есть и отпуск оплаченный 30 дней. Согласитесь, что это немало. Вон, слышу, что Голландии декрет -две недели, а в Греции нет больничных для детей. Для меня это шок.
У нас сохранилась ( во многом из-за отсутствия промышленности) очень неплохая экология. Сейчас, насколько я знаю, собираются активно развивать с помощью ЕС как раз экологический сегмент сельского хозяйства.
С культурой, тут, конечно, не ахти, музеи, выставки, концерты довольно скромные. Но у нас есть возможность поехать в Милан или Вену и насытиться культурой там. Хотя в последнее время хорошие музыканты и выставки заезжают и к нам.
Важно и то, что Хорватия не экзотика для нас. Это не Япония или Индонезия, с полностью другой ментальностью, и не Австралия, до которой просто очень далеко и любые гости становятся нереальными. Здесь понятный и доступный нам культурный склад, славянская модель поведения и всего лишь три часа на самолете от Шереметьево. Это тоже важно, согласитесь.
И, пожалуй, самое главное, что меня привлекает в Загребе, это его домашность и уют. Здесь нет толп народа, пробок и очередей. Здесь очень часто можно встретить знакомых на улице, а в кафе и в магазине в твоем районе все знают твои привычки. Это создает некую близость, приятную мне после слишком переполненной Москвы или безличного Стокгольма.
Конечно, все эти преимущества, наверное, можно найти в других странах. Но у меня есть Хорватия и она меня реально устраивает:)
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
bubica1
Dec. 25th, 2014 03:57 pm (UTC)
вызовет бурный протест
*голосом Жени Лукашина, заикаясь* На меня намекаете? :)))

Нет, Маш, протестовать не буду:)) Просто потому, что ты ты не можешь судить о балканском духе Будапешта, т.к. ты его не знаешь;)
zagrebchanka
Dec. 25th, 2014 04:00 pm (UTC)
Re: вызовет бурный протест
Лен, совсем не про тебя было:)
Будапешт я не знаю, но он турецкий. От него несет Османами. Это не плохо, и не хорошо. Ведь кому что нравится.
Тебе Стамбул понравился? Ну вот, и Будапешт такой же. Нет в этом оскорбления:))
richteur
Dec. 25th, 2014 04:00 pm (UTC)
Спасибо за очень хороший и эмоциональный пост. Я этой осенью был в Хорватии, всего лишь третий раз, но старался все очень внимательно изучать и, главное, общаться с людьми. Мне очень импонируют воспитанность и скромность хорватов, но несколько удручает недостаток культуры.
Мне показалось, что никто особо не интересуется национальной историей и искусством, литература и кино в глубоком загоне. По крайней мере, разговор на эту тему никто не мог или не хотел поддержать. Поразили невероятно дорогие книги и крайне скудный выбор отечественных фильмов. Это мне было особенно невесело узнавать, т.к. я страстно люблю югославский (и стран-наследниц) кинематограф. Пришлось оббегать пол-Загреба, прежде чем нашел место с неплохим ассортиментом.
Вместе с тем, и очень много радовало. Хотелось бы надеяться, что эта страна в новый период своей истории сумеет преодолеть главные трудности и не утратить своей самобытности.
zagrebchanka
Dec. 25th, 2014 04:03 pm (UTC)
Я знаю много людей, увлекающихся и гордящихся своей историей. Как и везде, наверное, тут надо попасть. :)) Среди моих знакомых очень много людей читающих и жврко спорящих на тему "непредсказуемого прошлого" своей страны.
Книги очень дороги, да. Потому что тиражи не окупаются, тиражи маленькие, отсуда и дороговизна. И это влечет за собой, к сожалению, и очень малый процент читающих. Да...
Я тоже надеюсь, что мы сохраним самобытность. :) Спасибо на добром слове.
yarowind
Dec. 25th, 2014 06:14 pm (UTC)
>>но несколько удручает недостаток культуры.

Меня тоже, хотя я и не в Хорватии живу:))
sshmmv
Dec. 25th, 2014 04:02 pm (UTC)
Браво!
zagrebchanka
Dec. 25th, 2014 04:07 pm (UTC)
:)
sova_ri_de
Dec. 25th, 2014 04:26 pm (UTC)
дык и меня Хорватия тоже с первого раза устраивает:) вот прямо как вы все прописали - так и устраивает по тем же причинам. Но жизнь-судьба протекает здесь...ну и ладно, ничего страшного, если позволит - может и в Хорватии поживу потом.
notabler
Dec. 25th, 2014 05:26 pm (UTC)
Мой брат всю жизнь мечтал там побывать. Теперь я мечтаю. Но не самое дешевое это путешествие, однако. Надо серьезно думать и решать. Мы обычно едем, когда дети в школах, но у вас в октябре уже прохладно ведь? Не очень купаются? И в мае-начале июня еще тоже не очень жарко? Нам большой жары не нужно, толпы и шума
zagrebchanka
Dec. 26th, 2014 08:55 am (UTC)
В октябре уже может быть прохладно. Тогда ехать лучше на Брач или в Дубровник. Там обычно еще тепло в это время.
В мае-июне еще не жарко, в июне можно уже и купаться. Хотя в последнее время погоду стало невозможно предугадать. Вот у нас сейчас +17, аэто ну совсем ненормально! А летом может быть прохладно в те месяца, когда по всем статистикам должна быть жара
(Anonymous)
Dec. 25th, 2014 09:20 pm (UTC)
Если после наводнения армия спасает домашних животных, это тоже о многом говорит. Мне в Хорватии всегда симпатично, что люди доброжелательны, невзирая на существующие проблемы, и умеют искренне радоваться жизни (но это разве не балканская черта?), нет зацикленности на материальных благах, как мне показалось.
zagrebchanka
Dec. 26th, 2014 08:56 am (UTC)
да, пока еще зацикленности нет, и люди радуются жизни. Наверное, это балкан, когда без штанов, но с ракией и с друзьями:))
mittex
Dec. 26th, 2014 09:13 am (UTC)
в Болгарии похоже все. Только чуть беднее и чуть дальше по расстоянию от культурных центров Европы.
и конечно еще огромный плюс для многих - кириллица.
zagrebchanka
Dec. 26th, 2014 10:04 am (UTC)
да, конечно. Болгария раньше вошла в ЕС, это было большое преимущество *хоть и не заслуга самой страны), но вот там бедность и количество цыган и попрошаек меня напрягло. Там вот как раз нет той ментальности средней Европы, а есть Балканы (обсчитывают в ресторанах, кафе, такси, отеле-везде) :)) Но есть прелести полной безалаберности!:)
mittex
Dec. 27th, 2014 06:19 pm (UTC)
Маша, это вы на побережье были? в смысле на море ездили? На мой взгляд, побережье не совсем точно отражают сущность страны. турзона со всеми вытекающими последствиями.
Конечно Болгария совсем небогата, но в Софии жить нормально.
zagrebchanka
Dec. 27th, 2014 07:24 pm (UTC)
я ехала на машине. Заехали в Софию переночевать. Потом поехали дальше. До Поморья, через Бургас. Как -то и в Софии показалось совсем обшарпано, асфальт развалившийся даже в строгом центре. Но, может, и искаженное впечатление, конечно.
И цыган прям поселения целые:))
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

neznakomka
zagrebchanka
zagrebchanka

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com