?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение... начало тут http://zagrebchanka.livejournal.com/396784.html

Ведь от своей идеи объединения славян он не собирался отказываться. Но как общаться славянам, как им объединяться против турок и немцев, не понимая друг друга? И Крижанич решил взять на себя почти непосильную задачу: создание всеславянского языка!!! (надо сказать, что идеи универсального языка не были совсем уж новыми, такой искусственный язык пытались создавать и Ньютон, и Лейбниц, и Декарт. Но Крижанич первым предложил создать не логически-философски построенный язык, а такой, который опирался бы на существующие живые языки, взял от них всё лучшее. Такой подход позднее получил в лингвистике название апостериорного)
Итак, по идее автора, всеславянский язык должен был быть понятен всем славянам. Крижанич использовал русские, хорватские корни, церковнославянские слова для создания лексической основы. В грамматическом построении он ориентировался больше на родной ему хорватский язык, но пытался сделать его логическим, понятным для остальных народов. Например, он считал, что словам мужского рода нельзя оканчиваться на -а, поэтому не пьяница, а пьяниц. (Логично, верно же?). Многие слова Крижанич придумал сам, но на базе славянских корней.
"гостогонство"-гонение на гостей (купцов)
"чужебесие"-преклонение перед чуждым, иностранным (гениально, по моему)
Людодер- тиран (это он про Ивана Грозного)
Единовладство -единовластие
В своей книге "Граматично изказанjе о русском jeзику" Крижанич умудряется создать грамматику и хорватского и русского языков, одновременно пытаясь создать тот самый всеславянский язык.
Крижанич стоял у истоков славянской филологии, интерлингвистики и сравнительной филологии, надолго обогнав своё время. Хорватские филологи считают труд Крижанича грамматикой хорватского языка, объединяющего все три хорватских диалекта
За сто лет до Ломоносова и за 260 лет до реформы русского языка, Крижанич написал первую русскую грамматику "Объяснение выводно о письме словенском", где не только предлагает убрать грецизмы и латинизмы, очистить язык, но и устранить ненужные буквы (фита, ижица, пси, кси), заменить названия букв (аз, буки веди) односложными (а, бе, ве). Он тогда уже предложил убрать ненужный Ъ из написания, и использовать его только как разделитель.
Очень смешно сейчас читать его мнение об украинском языке: Книжный язык западной Руси Крижанич считает страшно испорченным, как по причине множества чужих слов, так и по заимствованию оборотов, чуждых духу славянской речи. «Я не могу читать киевских книг,— говорит он,— без омерзения и тошноты. Только в Великой Руси сохранилась речь, пригодная и свойственная нашему языку, какой нет ни у хорватов и ни у кого другого из словян. Это оттого, что на Руси все бумаги государственные, приказные, законодательные и касающиеся народного устроения писались своим домашним языком. Только там, где есть государственное дело и народное законодательство на своем языке, только там язык может быть обильным и день ото дня устраиваться». Костомаров Н.
Он вообще считал, что украинцам не стоит носиться с идеями отделения от России, а надо оставаться верными царю и не думать о союзе с поляками.
Главный труд Крижанича, тоже написанный в Тобольске, полностью написан на выдуманном им языке, его кирилличной версии. (Надо сказать, что мудрый автор допускал кириллическое и латинское написание языка!) и называется "Политика". Советую вам прочитать работу, хотя бы и в пересказе Костомарова. А здесь приведу несколько гениальных, на мой взгляд, цитат.
«Мудрость,— говорит Крижанич,— переходит от народа к народу. Народы, в древности отличавшиеся всякой умелостью, в наше время впали в невежество. Другие, некогда грубые и дикие, теперь славятся мудростью, таковы: немцы, французы, итальянцы. В последние века они произвели много полезных изобретений: компас, многогласное пение, книгопечатание, часы, пушки, гравирование и пр. Только о нас, славянах, говорят, как будто нам судьба во всем отказала и мы не можем ничему выучиться. Но ведь и остальные народы не в один день и не в один год выучивались друг от друга; и мы можем научиться, если только будем иметь охоту и прилежание. Теперь пришло время для нашего народа учиться;

Что же такое знание?— спрашивает Крижанич.— Знание, говорит он,— есть познание причин вещей: кто не знает причин, тот и самой веши не знает. Возьмем в пример солнечное и лунное затмение. Кто видит, что солнце или месяц померкает, и не знает отчего это происходит, тот ничего не знает и не разумеет, и боится беды от этого явления, а кто знает, что все это происходит по обыкновенному течению небесных тел, а не по какомунибудь чуду, тот разумеет самую вещь и ничего не боится“.

Язык — „самое совершенное оружие мудрости“, у славян, по мнению Крижанича, не отличается высокими достоинствами в ряду других европейских языков. Он, по своей сущности, уступает немецкому, и потому неудивительно, что немцы превосходят другие народы. „Наш язык убог, неприятен для уха, искажен, необработан, ко всему недостаточен. Он самый неспособный к песням, музыке, к поэтической речи, а в переводе церковных книг вконец извращен и выдвинут из своего места. Мы, славяне, между другими народностями являемся как будто немой человек на пиру. Мы не в силах составить какойнибудь благородный замысел, вести беседы о государственных предметах или какогонибудь иного мудрого разговора. Люди нашего народа, живучи на чуждой земле и научась чужому языку, таят свое происхождение и прикидываются не славянами. Ляхи много хвастают своей вольностью, а я сам видел таких, которые ложно выдавали себя за пруссаков“

О немцах и нашем перед ними поклонении
Ни один народ под солнцем не был искони так обижен и осрамлен от иноплеменников, как мы, славяне, от немцев, а между тем нигде иноплеменники не пользуются тем почетом и выгодами, как у нас на Руси, да у ляхов. Откуда голод, притеснения, мятежи, всякая нужда народа русского, как не от иноплеменников? Куда идут слезы, пот, невольный пост и подати, награбленные с народа русского? Все это пропивают немцы, торговцы, да полковники, да разных народов послы, да крымские разбойники

«Ненасытима алчность немецкая; всего им мало, хотелось бы им весь народ и всю державу нашу пожрать одним глотком. Не удалось им учинить в России того, что у них было в мысли, т.е. захватить господство над народом, так как они уже захватили царственное величие в уграх, чехах, ляхах, Литве и в других странах, гневаются, скрежещут, рвутся от злости, как бы русское государство подчинить своей власти. Несколько раз они уже подходили близко к исполнению своего намерения, да только Бог уничтожал их высокомерные думы и освободил от прелютого ярма немецкого. А всетаки немцы не отступаются от своей думы… Болгары, сербы, хорваты давно уже потеряли не только свое государство, но всю свою силу, язык, разум. Не разумеют они, что такое честь и достоинство, не могут сами себе помочь, нужна им внешняя сила, чтоб стать на ноги и занять место в числе народов.

В славянской стране, куда наплывут немцы, действительно явится по наружности много лучшего, чего в этой стране прежде не было; но это лучшее будет служить к пользе тех же немцев, а славяне станут у них рабочею силою. Крижанич не видел и видеть не мог нигде примера, чтобы немцы заботились о просвещении и благосостоянии славян; напротив, где только они соприкасались со славянами, там всегда старались сделать славян так или иначе своими работниками и покорить их себе духовно и материально. Обезьянническое перенимание приемов чуждой образованности мало может содействовать самобытному развитию духовных сил народного творчества, а еще менее благосостоянию народной массы, которой более всего добивался Крижанич.
О Крыме
Русскому государству надлежит проживать в мире со всеми северными, восточными и западными народами, а воевать с одними татарами. Дауры, калмыки и другие восточные народы нас не знают, если мы их не ищем; шведы медлительны, тяжелы и немногочисленны; ляхи и литовцы ни на кого не идут войной, если их не затронут. Одни крымцы всегда требуют откупа и дани и никогда не перестанут нападать на нас. Покуда же мы будем откупаться от них дарами и терпеть беспрестанные разбои и опустошения, отдавать безбожному врагу чуть ли не доходы всей земли нашей, а свой народ осуждать на голод и отчаяние?.. Крымская держава более всех земель подручна России. Там превосходные приморские пристани. Туда будут доставляться из разных стран близким путем товары, которые теперь немцы чуть ли не за полсвета возят в Архангельск. Крымская страна богата, может производить вино, хлеб, масло, мед, годных к военному делу лошадей, каких мало на Руси. Там есть мрамор, разный камень, много строевого дерева, годного на постройку; не знаю, есть ли серебряная и медная руда… Если только от Бога суждено русскому народу когданибудь обладать крымскою державою, то не без важных причин мог бы преславный царь или ктонибудь из твоих преемников перенести туда твою царскую столицу…»

После смерти Алексея Михайловича Юрья Сербенина, как называли на Руси Крижанича, помиловали и разрешили вернуться из ссылки. Он приехал в Москву, какое-то время пытался работать переводчиком в Посольском приказе, но, почувствовав приближение старости, решил отправиться домой.
Путь его лежал через Литву и Польшу. Вероятно, из-за отсутствия денег Крижанич задерживается в Вильно, вступает там в орден доминиканцев, пишет на латыни большой труд "История Сибири". (представляете?!)
В 1683 году войско Яна Собесского отправилось из Польши помогать осаждённой турками Вене. Крижанич присоединился к ним, вероятно, чтобы попасть домой. Но получилось глубоко символично, что он, всё время боровшийся против угнетения славян, в том числе и турками, погиб в битве против них в составе славянского (польского) войска под Веной. Он был уже пожилым человеком.

Крижанич , действительно, был Просветителем в самом большом смысле этого слова. Он вошёл в историю как первый исследователь славянских языков, основатель сравнительной филологии. Он был автором работ о политике, экономии, истории, филологии, богословию. Он изучал фольклор, этнографию, писал книги о теории музыки и даже, в несохранившихся работах, разрабатывал некий инструмент для помощи записи и композиции музыки.
И очень жаль, что такой выдающийся человек очень мало известен и у нас, в его любимой России, и у себя на родине, в моей любимой Хорватии :))

Использовалась литература:
Костомаров Н "История России в жизнеописаниях её главнейших деятелей" Глава 11
Николина Н.А статья о Крижаниче
хорватская Вики
интернет-неизвестные источники
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
zajcev_ushastyj
Jun. 14th, 2013 01:44 pm (UTC)
Интересно, Маш :)
Я не очень верю в возможность объединения народов, даже славянских. Но не могу не восхищаться, какую работу человек проделал, чтобы приблизить свою мечту!
kozochka
Jun. 14th, 2013 02:31 pm (UTC)
ничего себе, уже давно люди всячески мыслили)) я просто в шоке от истории и как-то не верю и боюсь древних рукописей.

А почему у них такие фамилии, как у нас отчества?
zagrebchanka
Jun. 17th, 2013 06:36 am (UTC)
Потому что и отчество и фамилия показывают одно и то же-принадлежность. Иванович-сын Ивана. Или потомок Ивана.
ygos1
Jun. 16th, 2013 02:58 am (UTC)
Потрясающе интересно! Спасибо!
zagrebchanka
Jun. 17th, 2013 06:36 am (UTC)
Спасибо, я очень рада!
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

neznakomka
zagrebchanka
zagrebchanka

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com