?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Совсем недавно, и в общем, исключитально благодаря ЖЖ и вам, дорогие френды, я обнаружила, что жизнь в родной моей стране я не знала и не знаю. Я уезжала 24летней женщиной, уверенная, что я знаю всё или почти всё, но это всё было искусственным миром, нет ,мирком, в котором меня угораздило родиться.
Дочь интеллигентных родителей, я считала нормальным, что вечером и ночью читаются книги, что в любом городе мы идем в музей и на выставку, а не по магазинам, что гости приходят рассказать о новых книгах, о Солженицине, Высоцком, парапсихологии.
С так называемыми простыми людьми меня жизнь почти не сталкивала. Был, конечно, слесарь из ЖЭКа, мы перед ним заискивали, давали в лапу, потому как из всех знакомых никто кран починить не мог. Бескудниково было другой планетой, Свиблово -вообще непонятно где. Я еще два месяца назад думала, что в моё время не было второй смены в школе, хотя и знала, что такое колбасные электрички и очереди за всем.
В лихие 90-ые у меня была хорошая работа, я иногда приглашала помощницу по хозяйству, но ведь-парадокс времени-она была кандидатом наук.
мда...Издержки места рождения и воспитания.
Реальная жизнь, а она, с работой, детьми, бытом, началась лишь в Хорватии, оказалась другой. Но теперь я уже не уверена, она другая, потому что Хорватия, или потому что времена изменились?
В Хорватии, конечно, и я много писала об этом, один из самых низких в Европе процентов высокообразованных людей. Но я-то в силу работы и собственного выбора кручусь всё-таки в среде образованных. Но большинство из них (да какое нафиг, большинство-все поголовно!) считают меня фриком или воображалой, когда я рассказываю о выставках, концертах, книгах. И о том, что мои дети успевают и читать, и ходить на выставки.
Один молодой инженер тут на днях спросил без дураков, зачем мне это надо? Типа, я притворяюсь, что мне интересен Погорелич или Шагал, но он пытается понять зачем я всех обманываю и мучаю детей. Я задумалась, я не знала, что ему ответить. Вот, интересно, это только хорватский феномен, европейский, или и русский тоже? Вымирает, уменьшается количество людей, которые живут не в погоне за хлебом насущным, или излишками общества потребления, а ради духовного развития? А оно вообще нужно современному человеку? Зачем программисту-айтишнику Риголетто, а менеждеру по продажам Блок и Шагал?
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
ekbe01
Apr. 23rd, 2013 07:18 am (UTC)
про канаду мне то же самое расказывали.
в англии не так совершенно.
d12k
Apr. 23rd, 2013 07:36 am (UTC)
а что такое - это духовное развитие?
v_verveine
Apr. 23rd, 2013 07:37 am (UTC)
Просто совершенно разная среда. В моей кишиневской "реальной жизни" тоже много людей, которые считают духовное развитие излишеством; когда я приезжаю в Москву и попадаю в другой круг общения, всё резко меняется. Так бывает.
melada
Apr. 23rd, 2013 07:44 am (UTC)
Мое мнение такое: никто никуда не вымирает. В любом обществе есть какое-то количество людей, которые живут интересами выше, чем быт и лоюдей этих относительно немного. По моему мнению, все это получается из воспитания (так что Ваши девочки, я думаю, продолжат начатую ранее семейную интеллигентность). Кто-то, возможно, допрыгнет сам. У Вас, наверное, произошел эффект "выпадания" : из одного устоявшегося мира общения выпали, а другой сложился не такой, как был, поэтому так чувствуется разница. У нас в Латвии много и простого плебса и тех, кто живет перетекая из одного культурного события в другое (благо, у нас культуры - немерено).
zagrebchanka
Apr. 23rd, 2013 10:03 am (UTC)
Вот, эффект выпадания-это очень точно. Спасибо, я не смогла сформулировать:)
(no subject) - melada - Apr. 23rd, 2013 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - zagrebchanka - Apr. 23rd, 2013 12:55 pm (UTC) - Expand
lionka_nn
Apr. 23rd, 2013 08:19 am (UTC)
Мне кажется, не вымирает, но расслоение достаточно сильное наблюдается, даже если не брать разницу между Москвой и провинцией, а и в пределах одной области я наблюдаю и испытываю на себе это. Если для подруги, живущей в областном центре, я фотографировала скульптуры Родена в саду при его музее в Париже, то местная знакомая первым делом спросила, была ли я на фабрике по производству духов. А уж количеству книг в нашем доме (сильно меньшему, чем хотелось бы, из-за частых переездов), удивляются почти все поголовно, приходящие в гости...
zagrebchanka
Apr. 23rd, 2013 10:04 am (UTC)
Да. У меня то же самое. никто не понимает, зачем я везу книги из Москвы и заказываю интернетом
ox_studio
Apr. 23rd, 2013 08:33 am (UTC)
мне кажется, что все идет из семьи: и любовь к Блоку и восхищение Каравджо и замирание от музыки Моцарта... Шопена. Если это есть в семье то будет передаваться из поколения в поколение. В школе, как правило, этому не учат. Бывают, исключения и кто-то сам доходит до Бродского или Коровина, но смогут ли они дальше передать весь этот приобретенный мир своим детям... наверное, да... или нет?

И все же... не все в человеческих отношениях измеряется знанием Блока-Каравджо-Шопена. Среди моих друзей есть и очень образованные и те, кто не знают кто такой Матис. И это незнание не мешает им оставаться интересными, душевными, надежными, позитивно заряженными людьми. У меня было несколько знакомых людей, которые знали ВСЕ и считались очень образованными, начитанными, нахватанными, но с очень гнилым стержнем.
Так что не всегда нужен айтишнику Риголетто, чтобы оставаться порядочным человеком.
zagrebchanka
Apr. 23rd, 2013 10:06 am (UTC)
Порядочность и образованность, конечно, разные категории. У меня есть друзьяЮ, не знающие про художников, поэтов, но они заимечательные люди. Просто очень не хватает интересных разговоров, нового знания....важно и то, и другое
(no subject) - ox_studio - Apr. 23rd, 2013 10:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - zagrebchanka - Apr. 23rd, 2013 12:56 pm (UTC) - Expand
almacska
Apr. 23rd, 2013 09:20 am (UTC)
В Венгрии вокруг, вроде как, то же самое. Но, придешь на выставку - людей полно. Билеты в театр, хоть и легче, чем в Москве купить, но остаются самые дорогие билеты. Все остальные, как правило, проданы. Так что, народ чем-то интересуется, что-то даже и читает, но все как-то мимо, мимо. Не знаю, кто это.
Разговоры исключительно о хлебе насущном и текущих проблемах. О каких-то высоких материях не слышала ни разу. Хотя, время сейчас такое, что большинство выживает, а не живет.
Но, думаю, что еще это, как сказали выше, и эффект "выпадания". Среда другая
zagrebchanka
Apr. 23rd, 2013 10:07 am (UTC)
Да, другая среда. очень верно сказали про выпадание:(
А в Загребе тоже на выставках и в театре народу полно...но у меня ощущение, что большинство ходят "из моды".
pianistka2010
Apr. 23rd, 2013 10:18 am (UTC)
Четыре года назад, отчаявшись найти работу, я занялась репетиторством. Был ученик, моего возраста. Я его спросила как-то, ходит ли он в театр, он смеялся минут 15, потом сказал, что туда только бабушки с дедушками ходят. В России это не так. Люди и моего возраста и младше ходят в театры и заботятся о своем духовном развитии. В Москве считается очень уместным среди молодых людей дарить девушкам билеты в театр или на балет. В Регионах у людей меньше возможностей, но они все равно стараются куда-то выбраться и сводить своих детей, если какая-нибудь выставка приезжает и т д. Я сужу по своим знакомым.
zagrebchanka
Apr. 23rd, 2013 12:57 pm (UTC)
А почему так? ( с юношей этим)
yarowind
Apr. 23rd, 2013 11:08 am (UTC)
Да всегда так было, что большинству ничего не надо - шашлычок, водочка, шансон и хорош, жизнь удалась.
zagrebchanka
Apr. 23rd, 2013 12:58 pm (UTC)
Я понимаю, что интеллигенции везде, в любой стране и во все времена меньшинство. Просто у меня оказалась слишком уж разительная перемена..."выпадение"
(no subject) - yarowind - Apr. 23rd, 2013 03:39 pm (UTC) - Expand
il_ducess
Apr. 23rd, 2013 12:25 pm (UTC)
Да Маша, это просто среда у тебя и у меня была такая. Во все времена были те, кто стремится расти духовно, а есть те кто не понимает зачем это.

К сожалению в период первобытного капитализма успеха достигают те, кто живет ради зарабатывания денег.
zagrebchanka
Apr. 23rd, 2013 01:00 pm (UTC)
Ир, я не против зарабатывания денег. У меня в Москве есть прекрасные, умнейшие друзья-миллионеры, которые помимо виллы в Каннах или частного самолета покупают билеты в театры, на супер-концерты и читают книги. И я знаю, что для них деньги-не самоцель.
Я понимаю, что среда нашего детства-это всегда меньшинство. А сейчас в Москве сохранилась эта прослйка? или только ты да Зина остались?
(no subject) - il_ducess - Apr. 23rd, 2013 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zagrebchanka - Apr. 23rd, 2013 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - il_ducess - Apr. 23rd, 2013 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - la_dy_ashley - Apr. 24th, 2013 06:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - zagrebchanka - Apr. 24th, 2013 08:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - il_ducess - Apr. 24th, 2013 01:32 pm (UTC) - Expand
pianistka2010
Apr. 23rd, 2013 04:41 pm (UTC)
Загребчанка,про юношу это мне был вопрос? Он сказал, что в Хорватии по театрам ходить не принято среди молодежи. Но сразу оговорюсь, что он из маленького городка, может в Загребе по-другому.
zagrebchanka
Apr. 24th, 2013 08:34 am (UTC)
хмм. не очень я вижу молодежь и в Загребе на концертах
prokir
Apr. 23rd, 2013 04:53 pm (UTC)
программист-айтишник все ж таки что-то создает, в отличие от менеджера по продажам.
в этом его интеллигентное преимущество...
имхо.
prokir
Apr. 23rd, 2013 04:58 pm (UTC)
шорт... не преимущество, а спасение, пусть даже без знания шагала...
имхо.
(no subject) - zagrebchanka - Apr. 23rd, 2013 07:41 pm (UTC) - Expand
li_kep
Apr. 23rd, 2013 08:20 pm (UTC)
Меня всегда понятие "интеллигентность" повергает в раздумья: вроде бы предполагается большая образованность, эрудиция; но, с другой стороны, столько примеров наличия вышеперечисленного и при этом отсутствие соблюдения каких то общечеловеческих норм и наличие даже некоторого чванства.Мне кажется, что то о чём Вы говорите - болезнь времени, во всяком случае я надеюсь, что это так. Просто маятник качнулся в другую сторону(материальную). Заглянула в Яндекс, эта ссылка показалась мне интересной: http://www.xapaktep.net/virtues/universal/intelligence/desc.php. ( там справа есть смешной лимерик ). Вы очень правильно делаете, приучая ваших девочек много читать, разбираться в искусстве, показываете им мир( очень хорошо, что есть такая возможность). Это будет им дополнительной опорой( уверенностью в себе) в жизни. Ведь в сущности умение получать радость от искусства это в начале - большая работа. Они начали её делать раньше. У некоторых до этого вообще не доходят руки, а это, как говорила одна моя знакомая (отвечая на вопросы своих учеников:" Зачем нам это нужно?"), всё равно что жить одноглазым.
zagrebchanka
Apr. 24th, 2013 06:00 am (UTC)
вы знаете, меня тоже смущает слово "интеллигент". Действительно, разит каким-то снобством и чванством. А ведь еще 20 лет назад это было обычным словом, просто обозначавшим человека умственного труда, читающего, думающего. И уж конечно, ни коим образом ни чваного. Для меня эталон-Лихачёв, которого имела счастье знать лично, Лотман, Сахаров. Они как бы тот идеал, к которому нужно стремиться. Я очень надеюсь, что это отсутствие духовностти-болезнь времени. Но этот слой уходит...когда обществу востребуются интеллигенты, их уже не будет, ибо их невозможно воспитать из ничего:(
За девочек спасибо. Я очень стараюсь. Я очень далека от эталона, но я пытаюсь вкладывать в детей то, что делали мои родители. Что получится-посмотрим:)
mehrenga
Apr. 23rd, 2013 09:20 pm (UTC)
Кто про что, а я про Турцию. Читают книги 4% турков. Разговоры о: деньгах, работе, о политике и о спорте. ВСЕ. В школе ежедневно перед началом уроков есть 15-минутка, когда каждый ученик должен вытащить любую книгу, или газету или рекламный проспект и просто почитать или сделать вид, что читает, под контролем учителя. Что именно читает ученик, никто не проверяет. Меня это убивает, потому что через 4 года моя дочка будет школьницей.
Я не из интеллигентной семьи, но в России была привыкшей обсуждать НЕ ТОЛЬКО бытовую жизнь. И мне здесь очень не хватает хорошей приятной беседы, в ходе которой я могла бы получить какие-то знания.
zagrebchanka
Apr. 24th, 2013 05:49 am (UTC)
Да, очень не хватает умных бесед:)))
junet
Apr. 24th, 2013 08:31 am (UTC)
Сегодня наткнулась на милый короткометражный фильм о последнем книжном магазине. И сразу вспомнила Ваш пост!

Вот он, этот фильм. Длится 20 минут:

http://youtu.be/jPfThpelv48
zagrebchanka
Apr. 24th, 2013 08:35 am (UTC)
Спасибо. Дома посмотрю...тут не дают, :))
(no subject) - junet - Apr. 24th, 2013 08:41 am (UTC) - Expand
( 40 comments — Leave a comment )

Profile

neznakomka
zagrebchanka
zagrebchanka

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com