?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Друзья уходят...

Я тут недавно в подведении итогов года повторила не свою мысль: друзья-это как пассажиры поезда, на каком -то этапе нам с ним и по пути, но одни сходят, другие заходят. Значит, приобретение и потеря друзей не должны рассматриваться драматически.
Захотелось вспомнить и порассуждать.
Первая подруга, которуя я помню отчетливо-Катя П. Мы вместе ходили в старшую группу детского сада на улице Фучека, а жтла она в том же доме, но в другом подъезде, ближе к залу Чайковского. Мы были очень близкие подруги. Она была спокойной, уравновешенной девочкой с роскошными густыми волосами, и она с потрясающим терпением относилась к моей энергии, вспышкам темперамента, постоянно новым идеям и играм. Мы дружили, гуляли вместе, ходили друг к другу в гости. Возможно, наша дружба продолжалась бы и далее, если бы родители не отдали нас в разные школы. Катька пошла в 31-ую. Тоже английскую спец, а меня родители записали в 20-ую. Конечно, новая школьная жизнь, новые друзья захлестнули с головой и дружба потихоньку сошла на нет.
Первой подругой в школе была Юля Д. Я до сих пор не понимаю, как я могла с ней дружить: мы были совершенно неподходящими друг другу людьми, обе резкие, максималистки, причем она еще умудрялась быть и мстительной и злопамятной. Ну, не суть...долго наша дружба не продолжалась, зато следующая подруга как была с того же первого класса так и остается до сих пор. Наши дети рождались и росли вместе, мы взрослели, влюблялись, уезжали и встречались...вся жизнь у нас переплетена бесконечное количество раз. Черт его знает, но, вероятно, именно из-за неё у меня и появилось это трепетное отношение к дружбе как к святыне. это что-то большее чем общение, даже чем мужчины и поклонники. Книги, воспитание и Юля помогли мне сформулировать и пронести через 30 лет жизни правило, что друзей в жизни немного, но их бережешь как зеницу, ибо это благодать и счастье.
В разные периоды жизни бывали еще близкие, как тогда казалось, друзья. В старшей школе была подруга, скоторой нас объединила детская влюбленность в учительницу и очень похожий на тот момент образ жизни. Вихрь молодости закружил, мы не расставались почти два года. Ослепленная новой дружбой я почти предала старую....и я страшно благодарна Юльке , что она меня простила и приняла. А Оксана предала, это было, вероятно, первое и потому жутко болезненное предательство. В 10 классе, перед поступлением, она прекратила общаться со мной ради "важных" подруг, могущих помочь поступить в престижный ВУЗ. Тогда то предательство просто подкосило меня, помню, как я часами вертела пластинку про уходящих друзей из "Иронии Судьбы" и рыдала в голос. Это знала только мама.
Из школы я вышла с двумя подругами, которые, как оказалось потом, пройдут со мной всю жизнь. Тогда, наверное, мы еще этого и не понимали.
В Универе были приятели, но таких близких, как в школе, так и не создалось. Была душевная компания для совместных попоек и занятий, но не более того. Именно что попутчики на эпределенном этапе. Но одна подруга все-таки выкристаллизовалась и мы стали общаться и после Универа. Хохма случилась тогда, когда она переехала в Белград, а я в Загреб. Неожиданно мы оказались почти в одной лодке, обе вне дома, в очень похожих но все-таки разных соседних странах, разделеённых войной. Я встречала их на границе, когда бомбили Белград...она приезжала ко мне на рождение дочки. Много, очень много было всего. И вдруг-как отрезало. Я так до сих пор и не знаю, почему и зачем она просто перестала со мной общаться. Резко и навсегда. Вышла из моего поезда:)
В Хорватии близких именно по духу друзей я так и не нажила. Есть люди, очень стремящиеся быть друзьями, но что-то удерживает меня от "души нараспашку", Конечно, есть люди, которые приходят в гости, которые знают все наши дни рождения, но я сама их близкими не считаю (вероятно, это уже моя проблема)
Я формулировала теорию, что лучшие друзья-это друзья детсва, потому как именно в детсве мы способны не искать выгоды, любить бескорыстно и терпеть недостатки друг друга. Во взрослом состоянии ты окружен людьми, с которыми должен общаться (по работе, по необходимости) а это не самая лучшая среда для искренней дружбы.
Мне повезло еще раз-я встретила чудесную подругу уже будучи в солидном 35 летнем возрасте. Беда была в том, что она, близкий мне по духу человек, опять в Москве:)
И вот случилось необъяснимое, непоправимое. То, во что я свято верила всю жизнь, по крайней мере последние 20 лет-незыблемость моей дружбы с двумя одноклассницами, разлетелась вдребезги. Одна из них, ближайшая, любимая, абсолютно родная-больше не со мной. Как не со мной больше и её дети-мои крестники и самые дорогие мои мальчишки. Осознавать это как-то дико и невыносимо. Особенно, когда я так и не поняла причину. Точнее, трезвый ум мне подсказывает: у неё началась другая жизнь, появилась работа, деньги-именно поэтому я перестала быть нужна и она сошла с поезда. Да, как ни горько признавать, но это так. Но в моем мире дружбы как самого святого, нет места корысти и расчёту. Поэтому тогда, 30 лет назад так ранило предательство Оксаны, и поэтому так странно осознавать, что самой родной И. больше нет рядом.
Так вот, после этого моего потока сознания, вопрос: может, и вправде, не стоит так трепетно относится к дружбе? был, прошел, спасибо, до свиданья, а ? На каждом этапе жизни свои лица, а тащить груз детства не нужно и ни к чему. Люди ведь меняются, и еще как...и мы никому ничего не должны. Жду ваших мыслей на эту , думаю, для каждого важную тему.
(ПыСы: сознательно писала здесь только о женской дружбе. Мужчин- друзей у меня было и есть-но тут совсем другие нюансы, об этом поспорим в другой раз)
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
iskra04
Feb. 21st, 2013 07:14 am (UTC)
Хорошо ты написала.

В школе у меня была подруга с 3 класса и до последнего. Близкая донельзя... После школы разъехались, а когда через 5 лет встретились и попытались общаться- я ужаснулась - как я могла с ней столько лет общаться. Общение сошло на нет.

А вов взрослой жизни наоборт сошлась с двумя другими одноклассницами - э ти оказались близкими по духу.

zagrebchanka
Feb. 21st, 2013 07:45 am (UTC)
Да, бывает и так...Люди меняются, меняются ценности и взгляды на жизнь. Часто и в разные стороны:) Мне, видишь, за эти тридцать лет не мешали ни отъезды, ни замужества, ни дети.
elena_morosova
Feb. 21st, 2013 07:49 am (UTC)
Больная тема. Одна близкая подруга и крестная дочки уехала в другую страну и перестала с нами общаться. С другой - мамой моего крестника - живем рядом, а общаемся крайне редко, так как совершенно изменились обе и точек соприкосновения почти нет. Ощущаю это как потери, утешаю себя фразой "Это жизнь", но не очень-то утешается.
zagrebchanka
Feb. 21st, 2013 09:12 am (UTC)
Да, это потери, и очень болезненные.
chigau_me
Feb. 21st, 2013 08:29 am (UTC)
я когда уехала из России в Чехию, то пропали все друзья и подруги кроме одной - очень близкая еще со школы (с 7го класса), мы общаемся по телефону, аське, скайпу, но увы не так часто как хотелось бы - у нее сумасшедшая работа, у меня сумасшедшая жизнь ...
а есть (была?) у меня еще одна подруга, тоже со школы, в этом году 20 лет нашей дружбе ... мы были неразлей вода, везде вместе, общие интересы, похожи во всем (разве что внешне полная противоположность), потом поступили в разные универы, но первые годы продолжали встречаться и общаться, ездить на каникулы вместе ... а потом заметили, что мы обе изменились и у нас разные жизненные идеалы и цели ... мы продолжали общаться, но уже реже и больше как дань прежней дружбе ... потом я уехала в Чехию, и через несколько месяцев она тоже уехала в Чехию ... за 6 лет в Праге, мы пару раз созванивались и очень редко виделись, но когда у меня были проблемы она всегда была первая кто предлогала помощь, после болезненного расставания с первым бойфрендом она мне предложила переехать в ее квартиру и пожить там пока он не уехал (квартира пустая стояла), и таких примеров много ... когда закончились мои проблемы, мы не виделись пару лет - я звонила ей несколько раз, приглашала на кофе, приглашала на свадьбу, а она всегда вежливо отказывалась ... ну и я перестала звонить, хотя исправно поздравляю ее со всеми праздниками ... а тут в конце января я на 1 день летала в Прагу по всяким бумажным вопросам и абсолютно случайно и неожиданно встретила ее в российском консульстве ... мы проболтали целый час пока ждали бумаги, она вызвала мне такси до аэропорта, предложила свой шарф т.к. было очень холодно, а я была в одной кофте, спросила достаточно ли у меня чешской наличности чтобы заплатить за такси ... мы попрощались, я уехала и всио ... больше я опять ее не вижу и не слышу ... наверное это все-таки дружба, но какая-то странная
а вообще я уже привыкла отпускать людей:) уехав из Праги и потеряла всех друзей, все пропали, никто не пишет, не звонит, и зачастую не отвечает на звонки и письма :) ну что ж, спасибо им что были в моей жизни, а я встретила и еще встречу новых интересных людей :)

как-то много и сумбурно получилось, но тема просто очень близкая, я как раз об этом уже не первую неделю размышляю
zagrebchanka
Feb. 21st, 2013 09:11 am (UTC)
тема, думаю, очень важная многим людям. Ибо человек живет в окружении других, и дружба для каждого очень значимая часть жизни. Третья, наверное, после детей и супруга.
Я уехала 20 лет назад, сначала в Швецию, потом сюда. Удивительно, но друзей почти не растеряла. Те две самые любимые подруги были со мной этих 20 лет, многие хорошие приятели так и остались близкими, ждущими каждый мой приезд в Москву или приезжающие ко мне:) Хотя ежедневность общения ушла, конечно..и этого очень не хватает
junet
Feb. 21st, 2013 09:56 am (UTC)
Прочла заголовок поста и вздрогнула. Муж вчера ездил на похороны своего очень хорошего и давнего друга...

А про школьных подруг... У меня за всю школу была по большому счету одна подруга, остальных можно назвать скорее приятельницами. Мы с ней общаемся до сих пор с разной степенью интенсивности, слишком уж велика разница в интересах, но интерес к жизни друг друга не исчезает. А еще одна подруга из школы - мы с ней проучились вместе всего полгода, а потом она уехала. И нашлись мы всего несколько лет назад, представьте себе, на "одноклассниках" - и оказалось, что общих интересов множество, и вообще с тех пор общаемся постоянно, несмотря на то, что живем очень далеко друг от друга.
А вот вообще из школьного возраста, но не из моей школы - остались друзья, с которыми по сей день общаемся.
Вообще настоящих друзей найти - это очень трудно и большая удача, когда они есть...
zagrebchanka
Feb. 21st, 2013 10:06 am (UTC)
Да, это действительно, большая удача и богатство...
У моих хорватских знакомых, у всех, вообще нет друзей в моем понимании. так странно...есть коллеги, родители друзей детей, с которыми встречаешься, общаешься или не общаешься. Удивительно...
junet
Feb. 21st, 2013 10:09 am (UTC)
Но хоть у детей есть друзья... Раз уж есть "родители друзей детей" ))
il_ducess
Feb. 21st, 2013 12:01 pm (UTC)
Знаешь ничего не могу тебе сказать... все меняется.
У меня нет подруг из сада, школы..
Вернее из школы есть - моя самая близкая теперь подружка и палочка выручалочка. Но.. мы с ней в школе не дружили совсем. Мы были в одном клане в классе, но не общались почти совсем. И потом не дружили, хоть жили рядом. Так привет, привет. Как дети как сама.
И вот лет 7 назад она решила встретиться со своими старыми школьными подружками, с которыми она дружила всегда и вот как-то порастеряла. И в эту компанию она взяла меня. Мы с удовольствием встретились через 25 лет. Правда я сказала, что мне кажется я училась не с ними, ничего из того, что они рассказывают друг другу взахлеб я не помню. Мне сказали так ты же училась, а мы гуляли. Но ты была классная, ты всегда списывать давала:)
Так вот с этой встречи мы сдружились, и теперь когда я говорю что в младших классах она дралась ужасно и меня задевала, она не верит:)))

А так по жизни встречаешь человека и понимаешь - вот он твоя вторая половинка и это на всем протяжении... Много шло рядом, а остаются единицы... и бывают очень интересные переплетения судьбы.

Еще одна моя близкая подруга - это бывшая подруга моего бывшего мужа:)
melada
Feb. 21st, 2013 12:17 pm (UTC)
ооо, какая это печальная тема... Мы с лучшей подругой вот уже 1.5 года не общаемся, причем ну просто на ровном месте, я бы сказала. Больно жутко, но ничего не поделаешь. Когда-то моя учительница литературы сказала, что вместо ушедших людей приходят другие и я вот сижу и жду... Хотя умом понимаю, что чудо возможно, но малореально - это в юности и детстве люди сходятся и надолго, а где и как ты возьмешь подругу сейчас? Именно ПОДРУГУ, а не приятельницу или знакомую, которых сотни...

Думаю, расхождения получаются, когда меняются с возрастом люди. Меняются обстоятельства - семья, деньги, какие-то пагубные привычки (как было с моей первой подругой - она просто стала выпивать и по дискотекам шлындрать) и отношения уже не могут быть прежними. Охохо.
zagrebchanka
Feb. 21st, 2013 07:22 pm (UTC)
Мне почему-то кажется, что новые, вновь пришедшие, заменить старых не смогут.

Может, стоит попробовать возобновить отношения первой?
melada
Feb. 21st, 2013 07:41 pm (UTC)
Не смогут, в этом весь ужас.

С первой, которая загуляла, я сейчас общаться не могу - мы дружили с 1 по 8 класс и с 8 класса по сегодняшний день стали просто разными людьми - ничего общего. А тогда мы были Оля-Оля, две одинаковых девочки, обе играли на пианино, дни рождения рядом, обе черненькие... Вот сегодня как раз по делу ей звонила - нет, ни одна мышца в сердце не дрогнула...
melada
Feb. 21st, 2013 07:52 pm (UTC)
Мне снится старый друг,
как первая любовь,
которая вовек
уже невозвратима.
Мы начали вдвоем,
мы выиграли бой,
и мы теперь враги -
два бывших побратима.
Мне снится старый друг.
Он, как и я, дурак.
Кто прав, кто виноват,
я выяснять не стану.
Что новые друзья?
Уж лучше новый враг.
Враг может новым быть,
а друг - он только старый...
bubica1
Feb. 21st, 2013 12:17 pm (UTC)
А я б сама с удовольствием "ушла" от одной из моих близких подруг - я совершенно перестала ее понимать. Мало того, мне после общения с ней просто как-то не по себе и, честно говоря, даже страшно за свою психику...
sova_ri_de
Feb. 21st, 2013 06:44 pm (UTC)
:) а я года три назад так и сделала и ни минуты не пожалела. По электронной почте объяснилась как могла и все. Все мы разные и имеем право на счастье и уважение в дружбе, а не только на обязательства и сохранение статуса-кво, чтобы человеку было комфортно, и психика - вещь серьезная, уж если она бунтует каждый раз, то надо ее слушать. Это вопрос здоровья в том числе, Вы правы.
zagrebchanka
Feb. 21st, 2013 07:21 pm (UTC)
Так я говорю не о тех, с кем стал чужим...их то и не жалко, а о тех, кто родной до боли и остается родным.
sova_ri_de
Feb. 22nd, 2013 03:16 am (UTC)
ну, это больше похоже на односторонний эгоизм - кто мне стал чужим пошел нафиг, а если я стала чужой это в корне неправильно:) Это надо принимать в людях. Если родной - так спросите искренно - дорогая моя подружка, что не так в нашей дружбе, ты отдалилась от меня и я переживаю - зачем гадать и строить свои версии происходящего? В моем случае я объяснила человеку что меня не устраивает - но положительных изменений так и не дождалась, а "играть в одни ворота" сил больше не было.
bubica1
Feb. 22nd, 2013 07:51 am (UTC)
похоже на односторонний эгоизм
Вооооооооот...
(Anonymous)
Feb. 21st, 2013 04:54 pm (UTC)
Маш, может, она просто закрутилась, и сил не остается даже на общение с друзьями. Раньше, когда работы не было, силы были, а сейчас все иначе - Москва, выпивающая все соки, двое детей, наверное, не в самом простом возрасте, муж, работа, она как белка в колесе, истощилась. Ты на нее не обижайся, она "вернется", просто пока адаптируется к новой жизни и ей бы с этой своей новой жизнью справится чисто физичкски, ей, может, сейчас вообще ни до кого.
zagrebchanka
Feb. 21st, 2013 07:17 pm (UTC)
да, нет, Ир, тут другое. Ведь и дети и Москва были и раньше. но раньше я была нужна, помогала, финансово в том числе. а сейчас все хорошо и нафига я?
voljena
Feb. 21st, 2013 06:29 pm (UTC)
Что-то мне сразу вспомнилось Вольтеровское (или королевское?): "О, Боже, избавь меня от моих друзей!" - c хэмингуэевским дополнением "а от врагов я сам избавлюсь" ) ) . И все же, дружба - это прекрасно, это замечательно. Просто каждый "дружит в меру своей испорченности", вот по этому поводу, думаю, не стоит расстраиваться. А друг на всю жизнь - это такая невероятная редкость! Так что спасибо всем, кто был и есть рядом со мной в этой жизни, чье присутствие делало меня лучше (или наоборот - тоже опыт).
zagrebchanka
Feb. 21st, 2013 07:17 pm (UTC)
Да, друг на всю жизнь -это редкость, так же как и муж на всю жизнь. Но случается же...и надо это ценить:))
neere
Feb. 21st, 2013 06:41 pm (UTC)
Песня есть у Городницкого...
http://music.yandex.ru/#!/track/5269689/album/580560
Каждый в ней видит свое, но для меня там только одна важная строчка.
"Я умираю потому, что жить без этой веры не могу" Это к вопросу стоит ли относится к друзьям, как к попутчикам.

У меня наоборот не осталось друзей из школы или института. Никого. В болезненном возрасте (9 класс) меня перевели в другую школу. потом и вовсе переехали.
Настоящие друзья появились лет в 20.
И тоже в прошлом году подруга, с которой я думала мы прошли все и вряд ли расстанемся - вдребезги. У нее долгожданный ребенок, у меня работа запоем. Небо и земля, разные языки. И все же хочется вернуть отношения. Дружба стоит того, чтобы переступать и уступать.
zagrebchanka
Feb. 21st, 2013 07:19 pm (UTC)
Дружба стоит очень многого. И ради неё, мне кажется, можно жертвовать много чем...только не самим собой:) Я уверена, что эйфория ребенка пройдет, а когда родишь ты вы станете еще ближе, объединеннные пониманием и материнства в том числе. Я тебе искренне этого желаю
melada
Feb. 21st, 2013 07:44 pm (UTC)
Увы, не всегда так случается :( Мы с моей подругой расстались как раз после того, как она родила (у меня уже был ребенок).
pianistka2010
Feb. 21st, 2013 09:25 pm (UTC)
Загребчанка, в дружбе есть и корысть и расчет и это нормально, потому что все мы люди и не идеальны. И ваша подруга тоже со своими недостатками. От кого мы в первую очередь ждем искренности, бескорысти? От нашей мамы. Может вы по ней соскучились?
aspasia_roma
Feb. 22nd, 2013 07:27 pm (UTC)
что лучшие друзья-это друзья детсва, потому как именно в детсве мы способны не искать выгоды, любить бескорыстно и терпеть недостатки друг друга. Во взрослом состоянии

Цитата

Друзья детства - особая статья.
Но во взрослом состоянии умудрилась найти парочку...
notabler
Feb. 23rd, 2013 06:01 pm (UTC)
У меня последняя страстно-близкая дружба с подругой завершилась в 35 лет страшным ударом и ее предательством. С тех пор я автоматически "держала дистанцию", ни с кем не дружила так близко. Хотя откровенна и дружелюбна со множеством, они меня, может, и считают подругами . Но я всех - приятельницами. И чем старше становишься, тем сложнее завести истинную подругу. Особенно с моей частотой перемещений в пространстве, калейдоскопом городов, работ и адресов
skrebba
Feb. 25th, 2013 10:51 am (UTC)
я стараюсь относиться к этому философски, ведь все мы меняемся и даже самые близкие когда-то люди становятся удивительно чужими, даже невероятно. возможно все люди, которые встречаются нам в жизни, были "посланы" нам только для усвоения какого-то жизненного урока)
( 30 comments — Leave a comment )

Profile

neznakomka
zagrebchanka
zagrebchanka

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com